Wellcome!
ПалеолитМезолитНеолитГалереяИнформация

Стоянки

Группа охотников раннего (нижнего) палеолита, о половых и семейных отношениях которых мы не имеем точного представления, была сначала основной общественной и экономической ячейкой Позднее это был полностью развитой род. Места, где селились позднепалеолитические охотники, мы называем стоянками, поселениями В холодные ледниковые эпохи в качестве мест стоянок использовались пещеры. В более теплые интерстадиалы, когда ледник на время перемещался к северу и наступало значительное потепление стоянки располагались под навесами скал или под открытым небом. В пещерах охотники располагались всегда поближе к входу, куда проникал свет и где не было так сыро, как в глубине. Огонь пылал около входа в пещеру, распространяя около себя свет и тепло, а ночью отгоняя хищников. Пещеры с высокими и широкими входами, начинавшиеся большим просторным помещением, не намного отличались от стоянки под открытым небом. Дождь и снег сюда, правда, не попадали, и ветер не мог сюда долететь, но туда проникал холод. Поэтому не исключено, что и здесь люди строили какие-нибудь навесы или шалаши, чтобы легче переносить неблагоприятную погоду, а иногда прикрывали вход в пещеру чем-то вроде меховых занавесок. На стоянках под открытым небом охотники строили какие-то хижины или шалаши, которые предохраняли их от ветра и дождя. Строились они, надо полагать, из толстых ветвей, которые они покрывали шкурами убитых животных. Это были легкие переносные жилища, которые легко разрушались и легко воздвигались. О стоянках орииьякских охотников под открытым небом мы узнали много нового и удивительного благодаря последним исследованиям советских ученых. Исследования показали, что открытая степь, расположенная в неблагоприятном климате, да еще без скалистых хребтов с пещерами и хотя бы нависшими скалами, не оттолкнула от себя ориньякских охотников за мамонтами, которые, наоборот, благодаря своему уму и изобретательности сумели остроумно преодолеть неблагоприятные природные условия. Они делали себе здесь ямы, во многих случаях большого размера. Каждая из них была разделена па несколько самостоятельных частей, в которых пылали костры. Над ямой было нечто вроде крыши, остовом которой служили колья, покрытые шкурами или березовой корой; с боков остов был укреплен глиной и бивнями мамонтов. Мадленские охотники, которые жили на Русской равнине, были тоже умные люди. Как показали раскопки В. А. Городцова в Тимоновке, близ г. Брянска, они при построении своих жилищ рыли ямы с правильными углами, а стены обшивали деревом. Затем покрывали ямы плоской крышей, сложенной из бревен толщиной около 20 сантиметров. Эта крыша засыпалась землей, которая быстро зарастала травой, так что ямы незаметно сливались со степью. Входом в яму служила наклонная лестница шириной в 1 метр, снабженная перекрытием. Интересно, что помимо жилых ям с очагом было еще несколько ям для запасов; эти ямы имели коническую форму. Но советские исследователи нашли следы позднепалеолитических людей также далеко на севере. Так, например, на стоянке Буреть на р. Ангаре, близ г. Иркутска, обнаружены четыре строения, которые были сделаны не из дерева, так как там тогда была безлесная степь а из костей мамонтов и шерстистых носорогов, даже в тех местах, где должны были бы стоять деревянные стойки. Крыша опиралась на стойки не из стволов деревьев, а из больших берцовых костей либо из бивней мамонтов. Стены жилищ и их фундаменты были сделаны из черепов шерстистых носорогов и из больших костей разных животных с прокладкой каменных плит и земли, а сама крыша делалась из прочного материала, например из рогов пых оленей. Позднепалеолитические охотники умели всегда выбрать подходящее место для своих стоянок. Они закладывали их чаще всего на южных солнечных склонах, по возможности защищенных скалистыми утесами или склоном горы от северных ветров. Всегда люди обосновывались поблизости от воды. Если поселение было над рекой, они располагали его так, что ему не угрожали половодья. К воде ходили пить и звери, и поэтому можно было сначала и здесь напасть на них и убить. При выборе места стоянки играла роль и возможность обозревать окрестности, так как нужно было следить за движением стад животных или неприятельских отрядов. Однако основным требованием при выборе места для стоянки было обилие зверей в окрестностях. Не все стоянки были большими, некоторые были малыми и временными, о чем свидетельствует тонкость культурного слоя. Часть стоянок существовала очень долгое время и была сильно населена. Здесь культурный слой мощен. Часто культурные слои чередуются со стерильными, которые означают, что становище временно оставлялось охотниками.

Жизнь на стоянках

Огонь служил центром жизни на стоянке. К нему охотники приносили пойманную добычу, здесь ее жарили и съедали. У огня они отдыхали, здесь трудились, веселились, совершали обряды. Во многих случаях лежат около очагов большие камни, которые, по-видимому, служили для охотников сидениями. Иногда находят близ очагов и мастерские, где изготовлялось оружие и орудия. У огня охотники, по-видимому, изготопляли разные мелкие домашние предметы, а также изделия для нужд охоты. Здесь, например, делались красивые костяные застежки, которыми они скрепляли одежду из шкур; изготовлялись костяные иглы и шилья, примитивные дудки и флейты для сигнализации, здесь выделывались и мелкие художественные предметы, прежде всего, различные ожерелья, браслеты, которые часто служили больше амулетами, чем украшениями. На стоянках вырабатывались шкуры убитых животных; здесь, по-видимому, работали преимущественно женщины и девушки, изготовлявшие одежду. О том, как древние охотники одевались, у нас нет большого количества сведений. Статуэтки и портреты мужчин и женщин того времени представляют голые фигуры. Несмотря на это, мы уверены, что хотя бы зимой они должны были одеваться в звериные шкуры и мех, которые у них были в избытке. Летом, может быть, им было достаточно только нацепить кусок шкуры вокруг бедер и плечей, но зимой они должны были кутаться в мех. Иглы, найденные на многочисленных стоянках, являются достаточным доказательством того, что люди умели сшивать отдельные шкуры и делать из них подобие штанов и жакетов, которые застегивали специальными застежками с отверстиями или с вырезами по краям. Судя по некоторым находкам, они свою одежду украшали. Примером может служить погребение двух детей в Гроте Детей около Ментоны; в области таза этих скелетов было найдено более тысячи просверленных раковин, которые были, очевидно, когда-то пришиты к одежде. Па черепе скелета негроидного юноши из этой же пещеры были четыре ряда просверленных скорлупок улиток рода насса (Nassa), которые явно составляли украшение на шапке. Одна советская находка, сделанная недавно, дала нам сведения о способе одевания. В прибайкальской палеолитической стоянке Буреть была найдена статуэтка женщины, которая отличается от всех остальных тем, что на ней намечена и одежда. На фигурке мастерски схвачен выразительный характер северной одежды: это какой-то меховой комбинезон (без разреза впереди) с капюшоном. Одежда была прекрасно приспособлена к северным условиям, хорошо защищала ее владелицу от морозной зимы и леденящих ветров. Охотники украшали не только одежду, но и тело. Наряду с ожерельями п браслетами им служили украшением и перья, которые они летом втыкали в косы. Женщины часто имели очень заботливо сделанные сложные прически, как об этом свидетельствуют некоторые фигурки женщин. Тело сильно разрисовывалось различными цветными глинами. Но около огня не только господствовал труд и обнаруживалась радость жизни, там раздавались и стоны. Часто охотники возвращались в лагерь с ранеными товарищами, пострадавшими во время охоты или борьбы с врагом. Мужчины, женщины и дети метались в горячке при различных заболеваниях, эпидемиях. Нам почти ничего неизвестно о том, как в то время лечили раны и болезни. Мы, наверное, не ошибемся, если скажем, что уже в то время была известна лечебная сила различных растений, их листьев, корней и плодов. Может оыть, старухи передавали свои знания следующему поколению по все более совершенной форме. Однако из врачевального искусства того времени нельзя исключить стариков и колдунов. Для поддержки костров, которые пылали на стоянках, больше всего использовались деревья из ближайших окрестностей. Люди сжигали не только дерево, но и кости крупных убитых животных. Так, например, в Дольних Вестоницах были обнаружены остатки костра с лежавшими полукругом длинными костями мамонтов. Обломанные концы костей были направлены к огню: ясно, что здесь огонь поддерживали жиром, который капал с концов горевших костей в огонь. И еще одна заслуживающая внимания находка была недавно сделана в Чехословакии: в одной позднепалеолитической стоянке в Остраве охотники для поддержания огня использовали, по-видимому, и каменный уголь, который они добывали из выходящих на поверхность слоев.



<< 1 2 3 4 5 6 >>

Перейти в галлерею
На главную

 

 

 

 

Кроманьонцы
Охота
Стоянки
Погребения
Искусство
Переход к мезолиту
Начало мезолита
Орудия
Искусство
Революция
Сайт управляется системой uCoz