#7
МАСТЕРСКАЯ ДРЕВНЕГО СКУЛЬПТОРА
Новейшие раскопки на стоянке охотников на мамонтов в Дольних Вестоницах, Южная Моравия (Чехословакия), позволили сделать одно интересное открытие. Членом орды был также скульптор; для своих работ он изобрел особенно мягкую и податливую массу. Приготовлял ее следующим образом: перемешивал золу от звериных костей с глиной и все это с маслом. Конечно, ему пришлось много подумать, пока он изобрел такую смесь для формования, которая после обжига на огне затвердевала, превращаясь в камень, и хорошо сохраняла первоначальную форму. Из этой массы он вылепил знаменитую Венеру из Вестониц и много прекрасных фигурок животных.
Но это изобретение древнего художника было не единственным. Он сделал открытие, имеющее еще более важное значение. На той же стоянке удалось обнаружить следы небольшого жилища, длиной всего в пять и шириной в четыре метра, которое отстояло немного поодаль от остальных шалашей стоянки, на пологом склоне, недалеко от небольшого ручья. В центре этой «хижинки» было круглое углубление для очага, обмазанное глиной и со сводом, то есть какая-то примитивная печь, какие известны только из жилищ самых древних земледельцев нового каменного века или неолита. Около печи лежали кучи формовочной массы, «полуфабрикаты», и даже обожженные головы медведя и лисы. Из находки ясно, что художнику из Вестониц уже было недостаточно обычного огня для обжига фигурок, и поэтому он изготовил для этой цели какую-то примитивную гончарную печь. Это единственная находка, свидетельствующая о том, что художник из орды охотников на мамонтов в эпоху позднего ориньяка (граветтская фаза) не только изобрел новую формовочную модельную массу, но и стал первым открывателем и творцом гончарства. А неолитический человек изобрел, собственно говоря, только новую форму обжига, освоив гончарное производство.
Было бы интересным узнать, при каких обстоятельствах вестоницкий скульптор был вынужден так быстро покинуть свою мастерскую, свое «ателье», почему он столь неожиданно прекратил свою работу и оставил все в таком неубранном виде, в каком все было обнаружено учеными. Интересен еще один факт. По-видимому, древний скульптор жил или хотя бы только работал в хижине один, в некоторой обособленности от жизни всей стоянки. Может быть, ему для творческой работы нужны были покой, одиночество, или он хотел избежать людского любопытства. А так как мы можем предполагать, что его художественные произведения были предназначены прежде всего для потребностей охотничьей или другой магии, то, конечно, его изолированность признавалась остальными членами орды, а его самого считали за человека уважаемого, хотя и немного таинственного. Был ли этот скульптор орды одновременно и колдуном (см. рисунок 47 и текст к нему), неизвестно; однако возможно, что некоторые скульптуры он мог делать для выполнения магических обрядов.
И еще один заслуживающий внимания факт привлекает к этому месту раскопок, а может быть и прямо к скульптору. На фигурке медведя был впервые обнаружен отпечаток пальца. Другие отпечатки пальцев и ладони были обнаружены на кучах модельной массы, и было установлено, что по узорам папилярных линий этот человек палеолита не отличался от современного человека.
Назад
На главную
|