Wellcome!
ПалеолитМезолитНеолитГалереяИнформация

Эпоха неолита

В эпоху неолита - позднего каменного века - появляются новые формы хозяйства и изобретения, которые обусловили возникновение новых и усложнение бытовавших религиозных культов. Расселяясь более интенсивно, чем в мезолите, люди попадали в различные природные условия, что приводило к неравномерности развития экономики. На юге, в благоприятном климате, уже в неолите некоторые племена освоили производящие отрасли хозяйства, на севере экономика долго оставалась присваивающей. На территории лесостепного Поволжья в неолитическое время сложились яркие и самобытные культуры, племена которых освоили более совершенную технику обработки камня, изобрели глиняную посуду. Главным занятием неолитических племен были охота и рыболовство. Основная масса остеологических остатков, найденных на поселениях, принадлежит диким животным: лошади, быку, лосю, кабану, медведю, бобру. Встречаются птичьи и рыбьи кости. Жизненный цикл неолитических охотников был связан с добычей этих животных, отношение к которым перерастало от простого потребления к культовому поклонению. Культ диких животных, зародившийся еще в глубокой древности, проявлялся и осуществлялся в различных формах: живописи (изображение на камнях и стенках сосудов), мелкой пластике (глиняные, костяные, каменные поделки), изготовлении амулетов, оберегов, подвесок, фигурок из костей, рогов, зубов и клыков промысловых зверей. На стоянке Лебяжинка IV в бассейне реки Сок, где было исследовано жилище елшанской культуры, найдены культовые предметы и украшения: голова утки, изготовленная из известняка, плоская костяная подвеска - фигурка быка или первобытного тура, орнаментированные путовые кости лошади. Несколько костяных кинжалов, найденных тут же и украшенных рядами насечек, видимо, также имели ритуальное значение и были связаны с охотничьей магией. Подобные культовые предметы известны на неолитических памятниках сопредельных территорий: костяной жезл в виде головы лося, изготовленный из лосиного рога, обнаруженный в Токском грунтовом погребении, зооморфный каменный жезл, булава, костяные фигурки лошади, найденные на Варфоломеевской стоянке. Изображение животных и птиц, культовые поделки из их костей свидетельствуют о первобытной тотемистической религии раннеродовых охотничьих общин - вере в сверхъестественную связь между людьми и предметами, живыми существами. Предпочтение отдавалось промысловым видам, от успешной охоты на которых зависела жизнь людей. Культ лося, например, сложился у народов лесной и лесостепной зоны в эпоху неолита. Образ этого животного ассоциировался с верхней сферой Вселенной, космическая погоня и терзание лося и терзание лося хищником (медведем, волком) олицетворяли смену природных циклов. Навершия и жезлы, украшенные лосиными головами, имеются в неолитических материалах Оленеостровского могильника. Они являлись составной частью деревянных шестовидных посохов, на которых были объединены знаки, символизирующие женское начало (треугольный венец посоха), образ космического лося или лосихи, связанный с идеями плодородия, природными циклами, солнцем, огнем, силами, благорасположенным к человеку (зооморфное изображение), мировое дерево и фаллос (деревянный шест). Это сочетание символов образует логически завершенную семиотическую систему, отвечавшую требованиям культовой практики. Костяные и каменные зооморфные жезлы и навершия - это культовые символы, несущие информацию об идеологии и верованиях древних обществ, бережно хранились и применялись исключительно в ритуальных целях. Они могли принадлежать лишь человеку с повышенным социальным статусом: вождю, жрецу, старейшине. В южных районах Евразии с переходом к скотоводству и земледелию в эпоху неолита зарождаются культы домашних животных и плодородия земли. Последний ассоциировался с плодородием животного и человека. В Месопотамии, например, где возник один из первых очагов земледелия, почитались женское божество - богиня плодородия Иштар, и мужское божество растительности - Думузи. Сложившийся миф о гибели Думузи, схождении его в подземный мир и возвращении на землю, есть не что иное, как олицетворение земледельческого процесса. У каждой родоплеменной земледельческой общины существовал свой бог-покровитель, который имел ставленника на земле в виде вождя и жреца одновременно. Для защиты от злых духов широко употреблялись амулеты-обереги. Отражением культа домашних являлись их изображения, а также жертвенные захоронения вместе с захоронениями людей. Была очень развита система гаданий, особенно по внутренностям жертвенных животных, например, печени. Со скотоводческим культом связано происхождение древнего праздника пасхи, который вначале был чисто скотоводческим праздником - весенним жертвоприношением первого приплода стада. В неолите люди начинают изготавливать глиняную посуду, придавать ей определенную форму и украшая традиционными родовыми орнаментами, передающимися из поколения в поколения. Орнамент - это система символов, которые выполняют содержательную и эстетическую функции и являются проявлением определенных культурных традиций. Орнамент наносился любым находящимся под рукой предметом: створками раковин, аммонитами, костями и челюстями животных, позвонками рыб. Считается, что архаичными орнаментирами могли служить подвески-обереги, украшения. Мировоззрение древнего населения Волго-Уралья отразилось в сложной семантике украшения глиняной посуды: схематичные изображения людей, птиц и животных на стенках сосудов связаны с магической силой данных образов. На Ильинской стоянке, расположенной в бассейне реки Сок, среди неолитической керамики выделяется один сосуд с оригинальным зооморфным изображением. В эпоху неолита появляется астральный культ, связанный с представлениями людей о структуре Вселенной, небесных светилах. В раннеземледельческих общинах жрецы обязаны были следить за сезонными изменениями природы, разливами рек, движением небесных светил. Постепенно произошла астрализация божеств, они стали ассоциироваться с небесными светилами. В Древнем Вавилоне эта астральная ориентация повлияла на создание календаря, двенадцатеричной системы времяисчисления, которую приняли европейцы. Проявление астральных культов у лесных племен мы видим в размещении кострищ в жилищах - по кругу, а также в солярной символике украшения посуды, особенно дна сосудов, в виде кругов, крестов, звезд. Важнейшим источником для исследования и реконструкции древнего мировоззрения и верований является изучение погребального обряда, который состоял из целого ряда ритуальных действий, выразившихся в положении покойного, его ориентировке, наличии или отсутствии инвентаря, жертвенников и других атрибутах. Погребальный обряд отражал существовавший у неолитических племен культа предков, формирование которого происходило в эпоху патриархата. Его истоки исследователи видят в почитании умерших (погребальный культ) и тотемическом культе первопредков. Предки считались главными хранителями традиций, карающими за их нарушение. Погребения неолитического времени в пределах Самарской области обнаружены на стоянках II Старо-Елшанской, Чекалино IV, Лебяжинка IV. Умершие были положены в неглубокие ямы близ жилищ или прямо в жилищах. Положение погребенных различно: вытянутое на спине или на боку в позе спящего с согнутыми руками и ногами. Рядом с погребенными обнаружен инвентарь: костяные и каменные орудия, подвески, сосуд. На стоянке Чекалино IV рядом с захоронением человека находилось захоронение собаки. Неолитические погребения людей в скорченном положении известны на Варфоломеевской стоянке. Обычай хоронить умерших прямо на территории поселка характерен для данного периода. Обособленные от мест проживания специальные могильники появляются на территории Поволжья в эпоху раннего металла.

Далее -->

<-- На Главную

 

Кроманьонцы
Охота
Стоянки
Погребения
Искусство
Переход к мезолиту
Начало мезолита
Орудия
Искусство
Революция
Сайт управляется системой uCoz